Скульптор солдатиков Зоя Васильевна Рылеева
Зоя Васильевна Рылеева – выдающаяся советско-израильский скульптор и художница. Наиболее известные её работы – это скульптура «Золотой сноп» в центре фонтана «Дружба народов» на ВДНХ, мемореал «Бегущий воин» в Павловом-Посаде и три памятника женскому авиаполку Полины Расковой в Москве, Керчи и в Польше. Её творения стали частью культурных фондов ВДНХ и муниципалитета Бат-Ям (Израиль) или попали в частные коллекции. Однако мало кто знает, что она также является автором трёх наборов солдатиков, смоделированных для московской фабрики Прогресс.
Биография Зои Васильевны
Зоя Рылеева родилась в 1919 году в городе Киев. По отцу она происходила из дворянского рода и являлась потомком поэта-декабриста Кондрата-Фёдоровича Рылеева. По матери она была правнучкой французского еврея Бааля, который запустил первый в Париже трамвай и получил за это дворянский титул от Наполеона III.
Своё обучение живописи Зоя Рылеева начала в Киевском художественном институте. Во время ВОВ она училась в Московском художественном институте, который был назван в 1948 году в честь Василия Ивановича Сурикова. В 1949 году она стала выпускницей московской Академии живописи и скульптуры.
С 1950 по 1954 год она работала скульптором на выставке народнохозяйственных достижений СССР в Москве. Она создавала скульптуры для оформления павильонов «Украина» и «Грузия», а также для фонтанов «Дружба народов» и «Каменный цветок».
На ВДНХ она познакомилась с архитектором Алексеем Александровичем Тацием. У пары родилась дочь Ирина. Также у художницы был сын Геннадий от краткосрочного замужества с Ростиславом Осьмеркиным, который был племянником знаменитого Александра Осьмеркина.
В 1974 году Рылеева эмигрировала в Израиль и стала жить в городе Бат-Ям. Она написала множество портретов и организовала более 40 персональных выставок в разных городах мира.
Умерла художница в 2013 году в Тель-Авиве.
Создание игрушечных солдатиков
С 1965 по 1974 год Зоя Рылеева смоделировала три серии солдатиков: «Красная кавалерия», «Ледовое побоище» и набор «В честь 30-летия Победы», выпуск которого посвятили юбилею Дня Победы в 1975 году. В серии «Ледовое побоище» первыми были изготовлены фигурки русских воинов, а затем немцев. Русские и немцы продавались отдельно. Серию «30-летие» (или «Современные солдатики», как называла их сама художница) фактически тоже можно было разделить на два набора: «Парад» и «Солдаты в бою». Более ранние отливки были без покрытия. Позже солдатиков стали красить во все оттенки зелёного и хаки.
Художница вспоминала, что работа над миниатюрами не только доставляла удовольствие, но и очень хорошо оплачивалась, т.к. оплата зависела от тиража.
В заключении хочется напомнить, что в советское время к созданию солдатиков привлекались только лучшие скульпторы. И Зоя Васильевна Рылеева – яркое подтверждение этого факта.
Опубликовано в : Наборы, коллекции