История оловянных солдатиков
В настоящее время в нашей стране все больше и больше возрастает интерес к военно-исторической оловянной миниатюре, как среди коллекционеров, так и моделистов, униформологов и просто любителей военной истории в целом. Миниатюра находит поклонников среди людей любого возраста и любых профессий.
Когда же появился первый игрушечный солдатик? Точно не знает никто, но известно, что солдатики были уже 40 веков назад. Именно в те невообразимо далекие времена в Древнем Египте вместе с сыном фараона захоронили и фигурки солдатиков-египтян. Может, они должны были охранять принца в загробном мире? Или это была любимая игрушка?
А 23 века назад было создано удивительное войско из глины. Открыли его в 1974 году в Китае, близ города Сиань, рядом с предполагаемым захоронением императора Цинь Шихуанди. Под землей археологи обнаружили тысячи терракотовых солдат. Нет, не «солдатиков»! Эти глиняные воины были в рост человека, не похожи друг на друга, в доспехах и даже с лошадьми. Построенные походными колоннами, они словно ждали приказа своего полководца!
Ученые находили солдатиков из камня, дерева, бронзы, сделанных в Древней Греции и Риме. Полагают, что эти фигурки были связаны с религиозными обрядами.
В средние века дворянские дети играли деревянными солдатиками-кнехтами, а позже солдатиков изготавливали из серебра и даже золота — для обучения царских детей искусству баталий. Для обучения юношей изготовлялись фигуры рыцарей, где точно воспроизводились особенности вооружения. Коллекционирование таких фигурок начинается с XIV века. Большинство европейских монархов отдавали предпочтение этому увлечению.
Ещё в 1516 году мастер Ганс Бургмайер изготовил для императора Максимилиана I фигурки пеших рыцарей, участвовавших в турнире.
В XII веке, например, принц Людовик XIII обладал коллекцией из 300 серебряных солдатиков. Впоследствии эта коллекция перешла к Людовику XIV, который пополнил армию конницей. А для сына императора Наполеона сделали солдатиков из золота. Этот набор из 117 фигурок сохранился до сих пор; он считается самой дорогой игрушкой в мире, и недавно был оценен на аукционе в сотни миллионов испанских песет.
Материалом для изготовления солдатиков служили также воск и пробка, и даже мука и сахар. Именно такими, съедобными, солдатиками, пишет историк Ключевский, играл будущий российский император Петр III. И в самом деле, эти солдатики были съедены ... крысой. В гневе наследник престола устроил «преступнице» показательную казнь!
Однако забавы с золотыми и серебряными солдатиками могли позволить себе лишь царские дети, да отпрыски аристократов. Массовой же и недорогой игрушкой солдатики становятся к концу XVIII века, когда их начинают отливать из олова. Изготовлением металлических фигурок занимаются ремесленники в Италии, Швейцарии, Португалии, в других европейских странах. Но подлинного расцвета искусство военной миниатюры достигло в немецких княжествах, где была одна из лучших европейских армий того времени, развиты литейное и граверное ремесла, да и свинец с оловом добывались в большом количестве.
Родоначальником оловянной военной миниатюры считают Иоганна Готфрида Хильперта, сына мастера оловянных дел из Кобурга. Собственное дело Хильперт начал в Нюрнберге, и к 70-м годам XVIII века наладил массовое производство плоских фигурок из олова. Вначале это были театральные герои, домашние животные, но вскоре ведущее место заняли миниатюрные копии немецких солдат. Это была дань народной памяти о замечательных победах армии Фридриха Великого. Затем появляются оловянные модели воинов других стран, особенно Франции и России. Солдатики Хильперта были невысокими — всего 2-3 дюйма (5,08 — 7,62 см) и плоскими (не толще 1 мм), но отменного качества!
Из Нюрнберга производство оловянной миниатюры распространилось на Берлин, Лейпциг и другие города, и к середине XIX века Германия уже экспортировала своих оловянных солдатиков в большинство стран Европы и Америки. В 1839 году в Нюрнберге начинает работать Эрнст Хайнрихссен — основатель одной из самых известных фирм, производящих солдатиков. Он первым поднял художественное исполнение фигурок на высокий профессиональный уровень. Ему принадлежит инициатива в достижении договоренности между производителями о единых размерах фигурок: Пеший солдат — 32 мм; Конный — 44 мм., не считая головных уборов. Этот вид фигурок с тех пор стал называться «нюрнбергский». Именно таким был знаменитый оловянный солдатик из сказки Г.Х.Андерсена.
На родине объемных фигурок Франции в 40-е годы XX века утверждается международный стандарт военно-исторической миниатюры. Это высота фигурки 50-60 мм., то есть в масштабе 1:32 или 1:30. Этот размер в сочетании с объёмностью формы позволяет достаточно полно воспроизводить мелкие детали обмундирования и вооружения и, даже, передать портретные черты исторических личностей.
Теперь становится понятным, как в сказке Андерсена можно было из одной ложки отлить целых двадцать пять солдатиков. Просто старая ложка была большая, а солдатики — маленькие и плоские. Именно к такому, «нюрнбергскому», типу оловянных солдатиков относился тот самый стойкий.
Изготовители оловянной миниатюры постоянно совершенствовали свое мастерство, стремились к более реалистическому исполнению моделей. Так, наряду с плоскими, появляются полуобъемные фигурки. Эти солдатики были толще «нюрнбергских», хотя их ноги, как и ноги лошадей, оставались в одной плоскости. Иногда лошади делались на подставке с пружиной и могли двигаться, а кавалериста с согнутыми ногами можно было вынуть из седла. Полукруглые модели были популярны в свое время и явились переходным этапом к миниатюре объемной.
Первые коммерческие объемные модели создали французы в конце XVIII века, но мировой рынок захватили, конечно, немцы с их расширенным производством и традициями изготовления военных миниатюр. Все страны Европы и Америку «завоевали» солдатики основанной в 1870 г. компании Густава Хэйде. Эти объемные фигурки были с меняющимися головами, со съемной амуницией, принимали разнообразные позы. Изданный после 1-й мировой войны каталог Хэйде предлагал любителям около 1000 различных наборов солдатиков. Один из этих наборов, например, состоял из 40 пеших воинов 4 разных подразделений. Замена головы, покраска униформы в соответствующие цвета — и у вас в руках пехотинец практически любой армии!
Производство этих замечательных солдатиков существовало вплоть до 1945 года, когда фабрика игрушечных солдат Густава Хэйде погибла в пламени взаправдашней 2-й мировой воины вместе с городом Дрезденом при массированной бомбардировке авиацией союзных войск! Были уничтожены формы, архивы, оловянные солдатики остались только в коллекциях. Опытные коллекционеры с грустью вспоминают те времена, когда объемную миниатюру Хэйде запросто можно было купить в магазине.
Увлечению фигурками и игре с ними отдали дань многие известные исторические деятели. Российский император Пётр I также был неравнодушен к этому увлечению: в его распоряжении находилась большая коллекция миниатюрной артиллерии с оловянными артиллеристами. Хорошо известна коллекция солдатиков российского императора Петра III. В ней были не только простые фигурки из дерева, воска, свинца, но даже из ваты, закреплённой сахарной пудрой. Кроме этого в его коллекцию входили механические фигурки саксонской работы. Современники писали, что император имел специальный кабинет, на полках которого стояло множество солдатиков. А на столе — игрушечная фортеция, где он разыгрывал сражения и вахт-парады.
Большими поклонниками солдатиков были великие князья Николай Павлович (будущий император Николай I) и его брат Михаил. В 1854 году император Николай I заказал Вильгельму Хайнрихссену — сыну основателя известной нюрнбергской фирмы — изготовление фигур солдат российской императорской гвардии. Серия фигур высотой 60 мм. Включала изображения гвардейских кирасир, гусар, конногренадер, драгун, казаков, конной артиллерии и гвардейской пехоты. Для каждого конного полка делалось по 6 фигур: полковой командир, офицер, штандарт, трубач, унтер-офицер и рядовой. Исключением были гвардейские кирасиры — добавлялись ещё литаврщик и рядовой первой шеренги (с пикой вместо палаша). Гвардейская пехота состояла из конного пол-кового командира, офицера, двух музыкантов и рядового. Некоторые солдатики, например конная артиллерия и драгуны, в целях экономии повторялись и отличались лишь росписью. Весь заказ оценивался в 15 000 гульденов. Сам Николай I не успел увидеть своих солдатиков: фирме потребовалось на их изготовление три года, и в Россию они прибыли уже при Александре II. Дальнейшая судьба царской оловянной армии, к сожалению, не известна.
Не остались равнодушными к «маленьким человечкам» и известные деятели литературы и искусства. Свои коллекции имели Герберт Уэллс, Артур Конан Дойль, Александр Бенуа, Андрей Белый.
Последний российский император Николай II также имел коллекцию игрушечных солдатиков, часть из которых была выполнена на высочайшем уровне на ювелирной фабрике К.Фаберже.
Возрождение оловянной фигурки в СССР, связано с именем Л.А.Майдановича, М.В.Люшковского, А.И.Любимова и П.Ф.Космолинского. Для М.В.Люшковского и А.И.Любимова солдатик был не просто игрушкой, а прежде всего средством реконструкции исторических событий. Выступая с докладами по русской и мировой военной истории, они использовали для воссоздания хода сражений фигурки из своих коллекций. Интересен такой факт: перед съемками «Войны и мира» М.В. Люшковский разыграл перед съемочной группой из своих фигурок сражение при Шенграбене и Аустерлице.
Процесс изготовления оловянной миниатюры требует от автора не только виртуозной техники, но и основательных исторических знаний. Разработки новых фигур зачастую делаются на основе известных произведений искусства. Авторы, воплощая в основной миниатюре наполеоновскую тематику, нередко обращаются к полотнам А.Гро, Ж.А.Давида.
В средневековой тематике можно найти воплощение в основе сюжетов офортов А.Дюрера. Готовя серию фигур «сражение при Грюнвальде» известный немецкий гравёр Людвиг Франк, не имеет материалов о русских воинов XV века, использовал литографии из первого тома известного труда А.Висковатого «Историческое описание одежды и вооружения российских войск».
Сегодня старые оловянные солдатики — предмет гордости одних и — что уж скрывать! — зависти других коллекционеров. Они не удивятся поступку некоего любителя солдатиков из Америки, отвалившего на аукционе не одну тысячу долларов за небольшую, но старую коллекцию: ведь чем она старше, тем ценнее. А до наших дней дошли экземпляры из коллекций, насчитывающих десятки, а то и сотни лет. Этому увлечению «все возрасты покорны». В настоящее время богатство ассортимента может удовлетворить даже самых серьёзных коллекционеров. В ассортименте представлены: древние кельты, греческие гоплиты, римские легионеры, тевтонские рыцари, английские мушкетёры, викинги, русские ратники, офицеры и солдаты русской императорской армии, маршалы, офицеры, солдаты наполеоновской армии и другие персонажи.
Оловянный солдатик прошёл большой исторический путь. История подтверждает, что оловянная фигурка была не только как игрушка, но прежде всего как произведение искусства, средство изучения мира, предмет собирательства. История коллекционного солдатика не закончена. Всё только начинается!
Опубликовано в : История солдатиков